РЕЗОЛЮЦИЯ
Международной научно-практической конференции
«Региональные проблемы развития Дальнего Востока России и Арктики» (III Моисеевские чтения)
7 – 8 декабря 2023 год, г. Петропавловск-Камчатский
Международная научно-практическая конференция «Региональные проблемы развития Дальнего Востока России и Арктики» (III Моисеевские чтения) проведена Правительством Камчатского края, Законодательным собранием Камчатского края, Камчатским филиалом ФГБУН Тихоокеанского института географии ДВО РАН, Торгово-промышленной палатой Камчатского края, Дальневосточным филиалом Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России (ДВФ ВАВТ), Камчатским государственным техническим университетом (КамчатГТУ), Петропавловск-Камчатским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Петропавловск-Камчатский филиал РАНХиГС), Камчатским филиалом Российского университета кооперации (КФ РУК), Камчатским государственным университетом им. Витуса Беринга (КамГУ им. В.Беринга), Камчатским краевым отделением Русского географического общества (ККО РГО), Камчатским отделением Вольного экономического общества, Международной организацией северных регионов «Северный Форум».
Актуальность проведения конференции обусловлена необходимостью координации совместных усилий со стороны научного сообщества, органов публичного управления, представителей бизнеса и широкой общественности по дальнейшему социально-экономическому развитию российского Дальнего Востока и Арктики, поиску наиболее эффективных направлений и инструментов такого развития.
Цель конференции – обсудить современные концепции, стратегии и проблемы регионального природопользования, социально-экономические и управленческие аспекты развития Дальнего Востока России и Арктики.
Задачи конференции:
- научный анализ, дискуссия и привлечение общественного интереса к проблемам развития регионов Дальнего Востока России и Арктики;
- демонстрация новейших научных и аналитических достижений в области экономической науки, концепции устойчивого развития, стратегического и программно-целевого планирования, полученных за последнее время дальневосточными учеными, специалистами в сфере бизнеса и публичного управления;
- повышение эффективности взаимодействия между научным сообществом, бизнес-кругами, государственным управлением, общественными организациями Дальнего Востока в целом и Камчатского края в частности;
- популяризация основных идей и концепций в области научно-технического, экономического и социального развития Дальнего Востока России и Арктики;
- информирование потенциальных инвесторов, обмен опытом и знаниями в определенных областях экономики и социальной сферы дальневосточных регионов, установления деловых контактов и привлечение новых партнеров;
- привлечение молодых специалистов в научную сферу;
- формирование и развитие позитивного имиджа Камчатского края в вопросах/сферах туризма, экономики, инвестиций, науки и образования, культуры.
Конференция была организована по трем направлениям: «Управление развитием: стратегии и инструменты», «Экономика и природный потенциал регионов в контексте их устойчивого развития» и «Социально-экономические и этнокультурные аспекты развития северных территорий».
В рамках конференции проведены:
- Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Камчатский край в стратегии развития Дальнего Востока»;
- девять круглых столов по темам: «БРИКС+: вектор межмуниципального сотрудничества», «Освоение Севера: достижения, проблемы, перспективы», «Дальний Восток и Арктика: реализуем концепцию устойчивого развития», «Устойчивое развитие Корякского округа», «Традиции коренных малочисленных народов Камчатки: новый вектор развития», «Северное оленеводство – основа традиционной хозяйственной деятельности КМНС», «ТОР и СПВ: 10 лет развития», «Нематериальное достояние: как сохранить культуру и родные языки коренных малочисленных народов», «Молодежные проекты – инструмент развития северных территорий»;
- шесть дискуссионных площадок: «Развитие Северного морского пути», «Разворот на Восток: механизмы формирования кадрового потенциала для ключевых отраслей экономики региона», «Новые вызовы и приоритеты: внешнеэкономическая стратегия региона», «Зеленая экономика и устойчивое развитие региона», «Развитие креативных индустрий как точка роста региональной экономики», «Баланс интересов при осуществлении туристической деятельности в лесном фонде и ООПТ»;
- Камчатская научная ассамблея «Туризм в условиях трансформационных воздействий: региональные драйверы и приоритеты развития»;
- презентации Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года и Мастер-плана Петропавловска-Камчатского;
- выездное заседание Комитета региональных координаторов Северного Форума.
В ходе проведения конференции состоялась выставка декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Традиции и современность».
На конференцию, для включения в сборник материалов, поступило 30 тезисов докладов от 44 авторов из 18 отечественных академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, университетов, академий, органов государственной власти, природоохранных и общественных организаций (с опубликованными в сборнике тезисами докладов можно познакомиться по адресу https://terrakamchatka.ru/moiseevskie-chteniya/regionalnye-problemy-razvitija-dalnego-vostoka-i-arktiki-iii-moiseevskie-chtenija/). География конференции (в очном и заочном форматах) представлена участниками из 18 регионов России: Камчатского, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Запорожской, Иркутской, Курганской, Магаданской, Новосибирской, Ростовской, Свердловской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ненецкого автономных округов, а также городов Москвы и Санкт-Петербурга. Международный характер конференции поддержан представителями Индии, Китая, Кении, Нигерии, Перу и Гвинеи-Биссау.
В работе конференции приняло участие более 800 человек, заслушаны и обсуждены на заседаниях и круглых столах 135 докладов и выступлений. В подготовке представленных материалов участвовали: 12 докторов и 25 кандидатов географических, экономических, биологических, исторических, политических и философских наук.
Обобщая результаты работы конференции, следует подчеркнуть актуальность, значимость и широкий диапазон рассмотренных в рамках пленарного и секционных заседаний вопросов, практико-ориентированную направленность выработанных решений и конструктивный характер состоявшихся обсуждений.
Участники конференции считают, что регионы Дальнего Востока России и Арктики в настоящее время являются перспективными территориями, обладающими существенными возможностями для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию. В то же время для такого развития сохраняется ряд вызовов и проблем в области демографии, региональной конкурентоспособности, цифровой экономики, экономической оценки и управления природными ресурсами, развития транспортной инфраструктуры и энергетики, кадрового обеспечения, экологической безопасности и сохранения культурного наследия коренных народов.
Заслушав и обсудив доклады участников, конференция считает целесообразным:
- Продолжить регулярно проводить научные мероприятия для обсуждения и решения региональных проблем развития Дальнего Востока России и Арктики. Подчеркнуть необходимость широкой информационно-просветительской и издательской деятельности по освещению проблем развития регионов, а также перспектив и путей их решения.
- Продолжить теоретические, методические и научно-практические работы в области перехода к устойчивому развитию. Экспертному сообществу с учетом международного и российского опыта разработать подходы для учета экономических и социальных интересов коренных малочисленных народов Севера и местных сообществ, для возможного в дальнейшем их применении на территории Камчатского края.
- Отметить важность кадрового обеспечения социо-эколого-экономического развития регионов Дальнего Востока России и Арктики, необходимость подготовки высококвалифицированных научных и управленческих кадров в области регионального развития. Участники конференции считают, что экономический рост и модернизация регионов Дальнего Востока возможны только при обеспечении федеральных гарантий повышения уровня жизни населения, а также осуществлении грамотной экономической политики государства с учетом климатических и сейсмических угроз, препятствующей оттоку населения с Дальнего Востока.
- Обратить внимание научных кругов, общественных организаций и органов государственной власти на необходимость продолжения системной работы по сохранению культурного наследия коренных народов Дальнего Востока России. Подчеркнуть необходимость повышенного внимания к вопросам социальной поддержки и сохранение культурного наследия коренных народов для создания условий их устойчивого развития и комфортного проживания.
- Поддержать идеи V международного муниципального форума стран БРИКС+, как проводника государственной политики повышения эффективности взаимодействия государств БРИКС+, по преобразованию инфраструктуры сотрудничества в интересах формирования и развития сбалансированных межмуниципальных отношений, а также нивелирования геополитических процессов, финансовых кризисов, проблем техногенного характера, изменений климата, последствий санкционного воздействия.
- Рекомендовать Законодательному Собранию и Правительству Камчатского края:
6.1. При реализации единой стратегии развития Российского Дальнего Востока во взаимодействии с федеральными органами государственной власти исходить из необходимости учета результатов анализа социально-экономической ситуации и географо-климатических условий в каждом из дальневосточных регионов, размещения производительных сил, социальных факторов и резильентности арктических поселений в условиях глобальных изменений в процессе обживания северных территорий.
6.2. Поддержать идею проведения мероприятий – 400 лет Российскому Дальнему Востоку к 2032 году.
6.3. Обратиться к Фонду «Росконгресс» с предложением организовать в рамках Петербургского международного экономического форума и Восточного экономического форума дискуссионные площадки по теме этических стандартов и стандартов взаимодействия коренных малочисленных народов с туристическими, торговыми, фармацевтическими, рыбопромысловыми и иными коммерческими компаниями.
6.4. Обратиться в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики с просьбой рассмотреть предложения по введению мер государственной поддержки с целью увеличения объемов перевозки рыбной продукции по Северному морскому пути, включая их финансово-экономическое обоснование и источники финансирования.
6.5. Подготовить обращение в Правительство Российской Федерации об изменении правил замены одного объекта, строящегося в рамках национального проекта на другой однотипный объект, строящийся в рамках инвестиционных мероприятий в субъекте, передав соответствующие полномочия с федерального на уровень Дальневосточного федерального округа или соответствующего субъекта России.
6.6. Обратиться в Совет по стратегическому развитию и национальных проектов при Президенте Российской Федерации с предложением об изыскании возможности введения уже строящихся объектов социальной инфраструктуры в региональные составляющие национальных проектов, в случае достижения ими целевых показателей по соответствующим национальным проектам и выделения на эти цели средств из федерального бюджета.
6.7. Обратиться в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с аргументированным письмом для рассмотрения реализации национальных проектов в рамках «Правительственного часа», чтобы заслушивать представителя Министерства финансов РФ о необходимости софинансирования расходных обязательств субъектов РФ из федерального бюджета на реализацию региональных проектов в полном объеме в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.09.2020 № 2221-р и об исполнении утвержденных графиков финансирования строительства объектов (с учетом авансирования платежей подрядчиков).
6.8. Обратиться в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» рассмотреть возможность:
— введения ограничений по видам экономической деятельности и срокам использования земельных участков;
— включения в соглашения с резидентами свободного порта Владивосток обязательств по расторжению договоров аренды и возврату земельных участков при утрате статуса резидента свободного порта Владивосток или неисполнении условий соглашений об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток;
— возмещения льгот по уплате налогов и социальных взносов, полученных резидентами свободного порта Владивосток до момента расторжения соглашения об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток, в случае неисполнения условий соглашений.
— внедрения системы проактивного предоставления федеральных, региональных и муниципальных услуг для резидентов территории опережающего развития и свободного порта Владивосток с момента их регистрации.
6.9. Обратиться в Федеральную налоговую службу совместно с АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» с предложением рассмотреть возможность упрощения процедуры замены наименований должностей сотрудников резидентов в соглашениях о осуществлении деятельности на территории опережающего развития и свободного порта «Владивосток», если количество должностей и размер фонда оплаты труда не меняются и остаются в пределах ранее утвержденного штатного расписания.
6.10. Обратиться к АО «Корпорация развития Камчатского края» совместно с АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» с предложением разработать каталог федеральных, региональных и муниципальных льгот и мер поддержки для использования резидентами территории опережающего развития и свободного порта Владивосток в целях реализации инвестиционных проектов, а также готовых пакетов поддержки на примере уже реализованных инвестиционных проектов.
- Правительству Камчатского края рекомендовать:
7.1. рассмотреть возможность создания Центра по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Камчатского края, по реализации научно-методических, культурно-просветительских и образовательных проектов в области народной культуры, создания условий для хранения и разработки фольклорно-этнографических материалов, разработки нормативно-правовой защиты, обеспечивающей сохранность фольклорно-этнографических материалов, создание качественных культурных продуктов (национальных праздников, творческих фестивалей и др.).
7.2. совместно с органами местного самоуправления и населением при территориальном планировании северных территорий и «национальных» сёл учитывать этнокультурные особенности всех народов, проживающих в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.
7.3. дать поручение Министерству по делам местного самоуправления и развитию Корякского округа Камчатского края, Министерству по развитию гражданского общества, МО ГО «посёлок Палана» изыскать денежные средства на реализацию ранее предложенного проекта КГБУ Центр детско-молодежного творчества Камчатского края «Школьные годы» по созданию и обустройству этнокультурной, спортивной и развлекательной площадки на земельном участке КГБУ Центр детско-молодежного творчества Камчатского края «Школьные годы». В последующем распространить опыт работы КГБУ Центр детско-молодежного творчества Камчатского края «Школьные годы» в северных селах по созданию и работе этно-площадки в целях привлечения молодежи к сохранению и развитию культуры коренных малочисленных народов Севера Камчатского края.
7.4. рассмотреть возможность государственной поддержки по развитию альгопромышленного производства по выпуску продукции из морских водорослей, сырья для получения современных, востребованных на рынке лекарственных средств, высокоэффективных БАДов и пищевых продуктов с отчетливо выраженным лечебно-профилактическим действием.
7.5. продолжить работу по созданию рыбохозяйственных заповедных зон на нерестовых реках Камчатского края с целью сохранения нагульно-нерестовых участков для лососевых рыб.
7.6. при разработке программных документов реализации Стратегии социального экономического развития в части жизненного пространства «Экология»:
— разработать механизм вовлечения органов местного самоуправления Камчатского края в системную работу по этому направлению;
— провести анализ структуры образующихся отходов в разрезе отраслей и муниципальных образований и подготовить предложения по вовлечению данных отходов в оборот;
7.7. включить в критерии предоставления мер государственной поддержки бизнеса: поддержка инвестиционной деятельности, субъектов малого и среднего препирательства; отраслевая поддержка бизнеса применение принципов устойчивого развития и «зеленой экономики»;
7.8. рассмотреть возможность введения механизмов поддержки сопутствующих социально направленных проектов резидентов территории опережающего развития на примере учебного комбината АО «Быстринская горная компания»;
7.9. совместно с Законодательным Собранием Камчатского края рассмотреть предложения компании АО «Зарубежнефть» по минимизации воздействия производственной деятельности на окружающую среду и программ поддержки биоразнообразия и экологического мониторинга на территории Камчатского края
- Министерству по делам местного самоуправления и развитию Корякского округа Камчатского края изучить опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для приобретения Камчатским краем (или отдельных его районов) арктического статуса, что, по мнению участников конференции, повысит эффективность сохранения языков и культуры коренных народов, сохранения и модернизации традиционного хозяйства, придать импульс среднему предпринимательству, особенно, в сфере оленеводства, народного искусства, туризма, а также повысит экоответственность бизнеса.
- Органам государственной власти, органам местного самоуправления, бизнес-сообществам, общественным организациям и объединениям Камчатского края:
— при реализации государственной политики учесть установление побратимских связей с провинцией Хайнань, г. Санья (КНР), в целях раскрытия общих вызовов и возможностей, а также перспективных направлений для разработки и реализации совместных региональных проектов.
— оказать содействие в формировании на базе «ДВФ ВАВТ Минэкономразвития России», как региональной площадки форума в реализации ежегодного проекта сотрудничества молодежи в рамках объединения БРИКС+, для развития экономических, культурных и общенаучных взаимоотношений, направленных на устойчивое развитие экономик стран участниц объединения.
- Правительствам Камчатского края, Магаданской области и Чукотсткого автономного округа в целях организации информационного межрегионального взаимодействия с сфере природопользования и охраны окружающей среды рекомендовать создание межрегиональной группы с целью обследования труднодоступных районов по границе территорий Магаданской области, Камчатского края и Чукотского автономного округа с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с формированием совместных планов полетов-осмотров территорий.
- Рекомендовать Министерству образования Камчатского края, Министерству рыбного хозяйства Камчатского края, Министерству туризма Камчатского края совместно с работодателями региона развивать успешные практики взаимодействия бизнеса и системы образования через расширение линейки предприятий реального сектора экономики Камчатского края, вовлеченных в федеральный проект «Профессионалитет», в первую очередь в сфере туризма и рыбного хозяйства.
- Рекомендовать Министерству образования Камчатского края создать учебно-производственные комплексы на базе учреждений среднего профобразования по приоритетным отраслям экономики и социальной сферы Камчатского края (строительство, сельское хозяйство, педагогические специальности); совместно с отраслевыми объединениями работодателей усилить практическую подготовку студентов через расширение программ практик и стажировок на предприятиях региона.
- Министерству культуры Камчатского края рекомендовать проработать вопрос об условиях для привлечения молодых специалистов для работы в сельских поселениях муниципальных образований в Камчатском крае (на примере реализации целевой программы «Земский работник культуры», по аналогии с программами «Земский врач» и «Земский учитель»). Обеспечить развитие кадрового потенциала в сфере культуры и искусства. Осуществлять подготовку специалистов из числа коренных малочисленных народов Камчатского края в сфере культуры и повышение квалификации работников культуры по направлениям: руководитель этнических центров, хореографических коллективов, музыкальный руководитель, этнография, фольклористика, культурология, этнохореография и т.п.
- Министерству образования Камчатского края и Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края рекомендовать разработать единый комплекс мер, направленных на повышение престижа профессии «Оленевод», включая подготовку кадров на базе КГППОБУ «Паланский колледж».
- Министерству туризма Камчатского края провести обучающие мероприятия для туристических компаний об использовании в своей работе Методических рекомендаций по внедрению механизмов и принципов устойчивого развития в индустрии гостеприимства и туризме в России;
- Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края совместно с менеджментом компании АО «Зарубежнефть» провести разъяснительную работу с предприятиями горнодобывающего комплекса региона по внедрению принципов устойчивого развития и подготовке нефинансовой отчетности, а также организовать встречи по обмену опытом и реализации программ устойчивого развития;
- Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края совместно с Администрацией Елизовского муниципального района
— разработать единый комплекс мер по поддержке пчеловодства на Камчатке, в том числе при проведении ярмарки «Елизовская осень».
18. Рекомендовать Агентству лесного хозяйства Камчатского края
— организовать направление в адрес Министерства природных ресурсов и экологии РФ предложение, предусматривающее снятие ограничения во времени согласно Статьи 8.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ
«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлен запрет на возведение объектов капитального строительства на лесном участке предоставленном для осуществления рекреационной деятельности до 01.01.2022, либо полной отмены данного законоположения.
— рассмотреть возможность предоставления права на размещение лесных дорог на условиях сервитута, в порядке определенном Главой V.3 Земельного кодекса РФ В целях упрощения административной процедуры по использованию лесных дорог за границами предоставленных лесных участков силами лесопользователей.
- утвердить Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
- утвердить Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (в том числе внесение изменений в разрешение
на строительство объекта капитального строительства и внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства в связи
с продлением срока действия такого разрешения) на землях лесного фонда. - утвердить Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на землях лесного фонда.
19. Рекомендовать организационному комитету по подготовке и проведению конференции:
— включить Моисеевские чтения в перечень мероприятий Северного Форума на 2025 год.
— сформировать тему по обсуждению истории Дальнего Востока России и Арктики. Данная тема будет направлена на сохранения интереса к изучению места и роли Дальнего Востока в общественно-политическом, социально-экономическом и культурном развитии страны, к формированию чувства гордости и сопричастности к деяниям предыдущих поколений, на воспитание патриотизма;
— ввести в практику подготовку докладов по актуальным темам.
20. Проводить в городе Петропавловске-Камчатском конференцию «Моисеевские чтения» по тематике «Региональные проблемы Дальнего Востока России и Арктики» на регулярной основе (один раз в два года), и придать ей статус международной. Следующую конференцию провести в декабре 2025 года.
Оргкомитет конференции